Мостовые краны: технологические особенности
Мостовой кран – оборудование, предназначенное для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Оно осуществляет подъём груза, перемещает его в пределах технических возможностей и опускает посредством грузозахватного устройства. К рабочему пространству, которое могут обслуживать мостовые краны, относятся площадки, пролёты цехов и складов прямоугольной формы. Оборудование этого типа представлено мостовыми, козловыми, кабельными и мосто-кабельными кранами и перегружателями.
При помощи мостовых кранов перемещают различные грузы, поэтому они подразделяются по назначению на общие и специальные. Особые функции выполняют металлургические подъёмные машины.
Принцип работы мостовых и козловых кранов практически одинаков. Их различают по способу управления и назначению. Конструкция козлового крана оснащена опорами, поддерживающими мост. Такие краны могут использоваться на открытых площадках, в то время как мостовые эксплуатируются только в помещениях. У козловых кранов возможна вариативность скоростей перемещения балки и тали. Одновременно можно управлять органами главного и вспомогательного движения, даже когда груз находится в поднятом положении. У мостовых кранов скорость перемещения балки и поднятия груза задаются изначально.
Назначение и применение
Мостовые краны составляют цеховое оборудование различных производств. Целесообразно использовать их для перемещения грузов на складах. Незаменимые в металлургическом производстве, они выполняют разнообразные работы, связанные с транспортировкой тяжёлых грузов, и делятся на:
- мульдозавалочные – загружают мартеновские печи;
- литейные – поднимают ковши с расплавленными сталями;
- штыревые – манипуляторы, выполняющие ряд операций при заливке металла в формы;
- колодцевые – перемещают горячие отливки;
- ковочные – для кантования заготовок в процессе обработки на кузнечно-прессовом оборудовании.
Широкое применение мостовые краны получили благодаря простоте монтажа и эксплуатации. Также важным их преимуществом является возможность применения различных видов грузозахватных приспособлений.
Конструктивное исполнение
Конструкторы принимают решение о проектировании одно- или двухбалочного устройства в зависимости от его требуемой грузоподъёмности. Краны малой допустимой нагрузки собирают на одной балке. Двухбалочные мосты применяют для оборудования с более высокими показателями. Все конструкции делятся на два типа. Опорные передвигаются ходовыми колёсами по рельсам подкрановой балки. Подвесные – направляющими для них служат нижние полки двутавровых балок, прикреплённых к потолочным металлоконструкциям цеха.
Механизм мостового крана состоит из двух узлов:
-
- пролётной балки (моста), которая перемещается вдоль цеха;
- тали или тележки, для которой направляющей движения служит мост.
Управление машиной производится из прикрепленной к балке кабины при помощи выносного или дистанционного пульта. Выглядит мостовой кран как сборно-сварная конструкция, состоящая из металлических балок с передвигающимся по ним подъёмным механизмом. По сути, он представляет собой электродвигатель и барабан, наматывающий несущие тросы с грузозахватным приспособлением. Так осуществляется подъём грузов. Также здесь присутствует электродвигатель, который приводит в движение опорные колёса для перемещения моста вдоль цехового пролёта.
Вес крана
Поскольку оборудование имеет конструктивные особенности, его вес рассчитывается как сумма масс металлоконструкций, двигателя, грузоподъёмного устройства и колёс привода. Балки, из которых состоит кран, могут быть различными по длине и техническим характеристикам. От этого зависит их вес.
Масса оборудования – важный параметр, который необходимо знать для того, чтобы правильно установить конструкцию. Чем шире пролёт, на который будет монтироваться кран, тем длиннее мостовая балка, соответственно, вес установки увеличивается. Аналогично этот показатель зависит от грузоподъёмности машины. Чем она выше, тем шире балку нужно устанавливать в качестве моста для обеспечения прочности конструкции. Общий вес можно узнать у производителя мостовых кранов.
Правила управления
К работе допускаются только квалифицированные крановщики, достигшие 18-летнего возраста. Будущий машинист проходит медицинский осмотр и получает справку-допуск. Заключение нужно предоставить в отдел охраны труда предприятия. Ознакомившись с инструкцией и прослушав лекцию о технике безопасности, крановщик может приступать к работе.
Управление краном осуществляется из кабины. Машины малой грузоподъёмности могут приводиться в движение пультом с пола. Вне зависимости от способа управления, оператор должен руководствоваться следующими правилами:
- необходимо подавать звуковой сигнал перед началом передвижения груза;
- запрещено отключать работающий электродвигатель концевыми выключателями;
- во время работы нужно поднять груз на небольшую высоту, убедиться, что тормоз исправен и продолжить операцию;
- следует перемещать груз не менее чем на 50 см выше предметов, находящихся на рабочей площадке;
- нельзя осуществлять подъём грузов неизвестной массы;
- необходимо прекратить работу в условиях недостаточной освещённости;
- можно устанавливать перемещённый груз только на предназначенные для этого площадки, не допуская его перекашивания и сползания;
- не допускается одновременное включение на кране основного и вспомогательного механизмов.
Соблюдение инструкций и правил контролируется отделом охраны труда предприятия.
Проверка работоспособности
Крановщик обязан проверять оборудование в начале каждой рабочей смены. Ростехнадзор контролирует технические осмотры оборудования с установленной периодичностью. Частичный осмотр без испытаний проводится один раз в год. Полное освидетельствование с нагрузками осуществляется не реже одного раза в три года.
Динамические испытания проводятся путём поднимания груза массой на 25% больше допустимой. Таким образом осуществляется контроль характеристик металлоконструкций, определяется вероятность прогиба и образования прочих дефектов.
Приложенные статические нагрузки массой на 10% больше значения грузоподъёмности, указанного в инструкции, выявляют дефекты тросов, тали и грузозахватных приспособлений. Все проверки проводятся инспекторами Ростехнадзора и инженерами отдела технического надзора предприятия.